Великие соборы России. Исаакиевский собор.

Великие соборы России. Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор является крупнейшим православным храмом Северной столицы России. Кроме того, это также государственный музей-памятник, открытый для посещения всем желающим.

Свою историю Исаакиевская церковь ведёт с 1706 года, когда был построен первый храм для Адмиралтейских верфей. Первое здание располагалось на Адмиралтейском лугу напротив ворот Адмиралтейства. Однако уже спустя несколько лет началось возведение нового храма. Необходимость его постройки была вызвана тем, что первая церковь перестала отвечать запросам быстро развивающегося Санкт-Петербурга.

Новая церковь была воздвигнута всего в 20 метрах от Невы. Сегодня на этом месте располагается памятник Петру I, также широко известный как Медный всадник — ещё одна достопримечательность Северной столицы.

Новая, вторая по счёту, церковь была построена из камня. Выполнена она была в стиле широко распространённого в начале XVIII века «петровского барокко». Тогдашний храм внешне был схож с другим не менее известным храмом Санкт-Петербурга — Петропавловским собором, расположенным в Петропавловской крепости и являющимся усыпальницей российских императоров.

Близость второй Исаакиевской церкви с Невой наносила вред зданию. Это происходило из-за постоянных подмывов фундамента. В результате было принято решение о перестройке храма, что и было сделано. Так появилась третья по счёту Исаакиевская церковь. В 1802 году она была освящена, однако и новый храм в скором времени потребовал перестройки. Именно с этого момента начинается история Исаакиевского собора, который жители и гости Северной столицы могут увидеть сегодня.

Уже в 1809 году был объявлен конкурс на строительство нового храма. В 1818 году начались работы по закладке его фундамента. Автором проекта и архитектором нового храма, четвёртого по счёту, стал Огюст Монферран. В 1841 году была начата работа по оформлению интерьера, участие в которой принимали видные русские художники и скульпторы. Над проектом декора, а также общей концепцией росписей работал непосредственно Монферран, при этом руководство живописными работами осуществлял ректор Петербургской Академии художеств профессор В. К. Шебуев. Проекты рассматривались Синодом, а утверждал их лично император.

30 мая 1858 года Исаакиевский собор был освящён митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Григорием. На мероприятии присутствовал император Александр II и члены императорской семьи.

После освящения храма императором была учреждена государственная награда — медаль «В память освящения Исаакиевского собора», которой награждались лица, принимавшие участие в строительстве, украшении и освящении храма.

После Октябрьской революции Исаакиевский собор был национализирован. В 1918 году он оказался в ведении народного комиссариата имуществ республики, а уже в конце следующего года передан в пользование прихожанам.

С 1928 года собор стал функционировать как музейное учреждение, получив соответствующий статус. В апреле 1931 года здесь был открыт антирелигиозный музей. В годы Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда здесь хранились экспонаты различных пригородных музеев (в недавнем прошлом дворцов) Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины. Кроме того, здесь находились экспонаты Музея истории города и Летнего дворца Петра I.

После окончания войны в соборе велись ремонтные и реставрационные работы, которые длились с 1945 по 1963 год. Однако, уже в 1948 году здание в качестве музея открыло свои двери для посетителей. В ходе проведения работ на куполе собора появилась смотровая площадка, открывающая вид на центральную часть Санкт-Петербурга.

С 1990 года в соборе вновь стали проводиться службы, при этом храм находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

За годы своей истории храм также являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. Таковым он был в период с 1858 по 1929 год. Реликвией храма является чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери, которая согласно преданию была написана евангелистом Лукой.

В архитектурном отношении Исаакиевский собор представляет собой самую позднюю постройку в стиле классицизма. Кроме того, в нём можно заметить проявления других стилей таких, как неоренессанс, византийский стиль и эклектика.

Тип здания — крестово-купольный, храм имеет три алтаря. Главный из алтарей посвящён преподобному Исаакию Далматскому, во имя которого и освящён собор. Левый алтарь посвящён Великомученице Екатерине, а правый — благоверному Александру Невскому.

Высота храма составляет 101,5 метр, его длина с учётом портиков равна 111,3 метрам, а ширина — 97,6. Внутренняя площадь свыше 4 тысяч метров квадратных.

Исаакиевский собор пятиглавый, наружный диаметр центрального купола — 25,8 м, а внутренний — 21,8 м. Четыре малые главки располагаются над квадратными колокольнями.

С четырёх сторон здания располагаются портики, два из которых более торжественны и включают 16 колонн, два другие — по 8 колонн каждый. В общей сложности здание насчитывает 112 колонн, размеры которых различны. Главный вход располагается с западной стороны, в то время как в восточном портике входа нет.

Снаружи стены собора облицованы светло-серым рускеальским мрамором. Однако из-за неравномерной осадки здания часть плит со временем потрескалась, в связи с чем была произведена их замена на мрамор «бардиллио». Реставрация осуществлялась в 70-90-е годы XIX века. Внутри храма стены облицованы белым итальянским мрамором, кроме того, в оформлении использованы другие виды этой горной породы.

Примечательно, что Исаакиевский собор, являясь православным храмом, в своём оформлении имеет множество скульптур. Так, снаружи его украшают свыше 150 скульптур. Также в соборе можно увидеть витраж, который также, прежде всего, ассоциируется с католическими храмами.

Помимо того, что Исаакиевский собор является православным храмом, это также государственный музей-заповедник, история которого начинается с 1928 года. Первой организованной выставкой, которую смогли посмотреть посетители, стала выставка «История строительства Исаакиевского собора», где демонстрировались рисунки, чертежи, документы, модели и прочие экспонаты, касающиеся возведения храма.

История Государственного антирелигиозного музея в стенах собора была начата в апреле 1931 года, когда был продемонстрирован опыт с самым большим в мире маятником Фуко, функционировавшим до 1986 года и свидетельствовавшем о вращении нашей планеты. Длина нити этого маятника составляла 98 метров, а вес — 54 килограмма. Выполнен он был из бронзы. После демонтажа маятник хранится в подвалах собора.

В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, в то же время музей был перепрофилирован в историко-художественный.

После войны собор продолжил выполнять функции музея. А в 1963 году стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда. В 1969 году Исаакиевский собор стал самостоятельным музейным учреждением. Спустя два года в его состав вошёл храм Воскресения Христова, более известный как Спас на крови, а спустя ещё 13 лет — храм во имя преподобного Сампсония Странноприимца, который в 2017 году был передан в ведение Русской православной церкви. В 2004 году в состав музея был включён ещё один объект – концертно-выставочный зал «Смольный собор», который в 2015 году также был передан в ведение РПЦ.