По святым местам России. Православный Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Четвертый удел Пресвятой Богородицы.

По святым местам России. Православный Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Четвертый удел Пресвятой Богородицы.

Православный Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (сокращенно — Дивеево) расположен в селе Дивеево, в 180 км от Нижнего Новгорода, в 450 км от Москвы. Паломники со всей России и даже из других стран приезжают сюда, чтобы приложиться к мощам святого Серафима Саровского (ряса, лапотки, вериги, котелок), имя которого связано с многочисленными чудесными исцелениями. Место также известно своими целительными источниками. Эта великая обитель единственная женская лавра в мире. По преданиям, Дивеево — это четвертый удел Пресвятой Богородицы на земле, наравне с грузинской Иверией, Афоном в Греции и Киево-Печерской лаврой в Украине.

История монастыря

Начало Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю было положено в середине XVIII века. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее благословение основать новую обитель.

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы.

Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 г., оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отец Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

К 1825 году Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50. Строгий устав, скудная пища, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы). Преподобный Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и преподобному Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно.

После смерти преподобного Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В 1862 году община была возведена в монастырь и игуменьей была назначена Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (освящен в 1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.

Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был очень большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающая ей весь монастырь и две бани. У главных ворот монастыря были устроены иконная и бакалейная лавки и караулка.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон. К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.

После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора — все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек.

Но, несмотря на трудности, обитель до закрытия в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти тяжелые годы к святыням Дивеева.

В 1927 году на праздник Рождества Богородицы обитель была упразднена. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.

Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, — протоиерею Виктору Шиповальникову (многие святыни были им переданы возрожденному монастырю в 1999 году).

Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия, в 1937 году, ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги.

Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой), которые явились новыми помощницами всем прибегающим к ним с молитвами о себе и ближних.

Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах. В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению Святой Канавки, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей.

В 2004 году состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

Сегодня в Серафимо-Дивеевском монастыре подвизаются более 400 сестер.

Святыни монастыря

Святая Канавка Царицы Небесной
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
Святые мощи преподобного Серафима Саровского
Вещи преподобного Серафима Саровского
Святые мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены
Святые мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии
Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

Духовным центром Дивеевской обители несомненно является святая Канавка Пресвятой Богородицы. Это та незабвенная тропа, которую Пречистая Владычица измерила Своим пояском, и по которой Она Сама ежедневно обходит Свой последний земной удел.

Про канавку Дивеевского монастыря один из самых почитаемых русских святых – Батюшка Серафим Саровский сказал, что кто пройдёт Канавку Пресвятой Богородицы и прочитает «Богородице – Дево, радуйся…» 150 раз, тот побывает в Киеве, Иерусалиме и Афоне. "Если вам грустно (плохо), то вы возьмите чёточки и пройдите по канавке, почитайте эти молитовки и вам обязательно Матушка Богородица подарит радость и утешение. И станет легко на сердце." Вы получите утешение, наставление, покров.

С сайта Нижегородской епархии.