Музей-заповедник «Казанский кремль» — исторический комплекс на правом берегу Волги, в центре Казани. Он сочетает в себе культуру двух религий: православия и ислама. Тут можно посмотреть на мечети и храмы, посетить музеи, взглянуть на древние документы и даже увидеть российскую версию Пизанской башни.
Первое упоминание о Казанском кремле появилось ещё в X веке. Тогда здесь располагалось булгарское поселение. Оно возвело деревянную крепость, которая стала центром Казанского ханства в период Золотой Орды.
После походов Ивана Грозного в 1552 году Казань вошла в состав Российского государства. Царь приказал отстроить кремль заново, но уже не из дерева, а из белого кирпича. Возведение новой крепости продолжалось вплоть до конца XVII века. Были построены Благовещенский собор, церкви святых Киприана и Иустины, Димитрия Солунского и Спасская у одноимённых башен, а также два монастыря: Троице-Сергиевский с деревянными Троицкой и Сергиевской церквями и Спасо-Преображенский с каменной церковью Николы Ратного.
В составе Российской империи Казанский кремль перестал быть крепостью и использовался как культурный центр. Здесь размещались административные здания, церкви и монастыри, Казанский университет, Юнкерское училище и даже магазины с солью.
В советский период Казанский кремль был национализирован и использовался для различных нужд. В 1930-х годах некоторые здания разрушили, но уже в 1992 году Казанский кремль стал резиденцией президента Республики Татарстан. В 1993-м сооружение отреставрировали и в январе 1994 года сделали Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский кремль». В 2000 году он вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Список музеев Казанского кремля
1. Центр «Эрмитаж-Казань». Филиал знаменитого петербургского музея. На выставках можно увидеть в том числе шедевры живописи из собрания Северной столицы.
2. Музей исламской культуры. Экспозиция на цокольном этаже мечети Кул Шариф. Музей посвящён истории ислама, влиянии религии на культуру татарского народа, особенностям мусульманских традиций в Поволжье.
3. Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. Находится в здании домой церкви, в самой древней части кремля. Экспозиция погружает в историческое прошлое татарского народа — от времён ханов до Советской республики.
4. Выставочный зал «Манеж». Пространство для временных выставок, подготовленных при участии ведущих музеев России.
5. Музей истории Благовещенского собора. Православные иконы, книги и другие предметы в подклети действующего храма XVI века.
6. Музей Пушечного двора. Находится в здании, где раньше была литейная мастерская Артиллерийского двора. Посетителям показывают подлинную кирпичную кладку XVIII века, оружие разных эпох.
7. Музей естественной истории Татарстана. Коллекция метеоритов, минералогические диковинки, скелеты динозавров в здании бывшего Юнкерского училища.
8. Выставочные залы Присутственных мест. Временные экспозиции, посвящённые культуре Татарстана и всей России. Проходят бесплатные выставки.
9. Музей Спасской башни. История изменений облика кремля со времён Волжской булгарии до сегодняшнего дня. Часть музея рассказывает о самой Спасской башне: как она строилась, когда появились знаменитые часы и звезда на вершине.
Казанский кремль — это не просто крепость на холме. Это сердце тысячелетнего города, где каждый камень дышит историей, а легенды переплетаются с фактами
Казань стала источником для яркого творчества многих писателей.
18 октября 1781 года Екатерина II утвердила герб Казани, а в 1782-м был подготовлен первый для города регулярный (генеральный) план застройки, который определил его развитие на полтора века. Казань конца XVIII столетия можно представить благодаря заметкам Александра Радищева:
«Восшед на самую вершину оной, открывается великолепное зрелище... В правую сторону видны были извивающиеся протоки Казанки, близ коих на холму из среды круглых древесных развесистых вершин, иссунувшися, возвышалися главы церквей Зилантова монастыря; позадь его видна была Казань. Впереди всего белая стена кремля с бойницами; подле кремля впереди простиралося строение, домы, коих верхи уравнивали отдаленность. В заду и между ими возвышалися только храмы, молитве посвященные».



