Картина «Фашист пролетел» одна из самых значимых на тему о Великой Отечественной войне. Война во всем её ужасающем обличье талантливо и очень выразительно показана многими картинами. Но именно это творение мастера впечатлило участников Тегеранской конференции — руководителей СССР, США и Великобритании, которая состоялась в ноябре 1943 года. Как потом вспоминал Иосиф Сталин, который лично привёз полотно в Тегеран, руководители государств-союзников — президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, увидев её в зале советского посольства, несколько минут не могли вымолвить ни слова.
Наверное, не только поэтому, но как все знают, итогом конференции стало открытие второго фронта, во многом изменившего ход Великой Отечественной и Второй мировой войны.
К слову, поначалу картина называлась «Немец пролетел». Но потом Иосиф Виссарионович поменял слово «немец» на «фашист». Полотно Аркадия Пластова «Фашист пролетел» даже спустя более семидесяти лет заставляет задуматься и почувствовать ком в горле.
Глядя на эту картину невольно начинаем понимать, почему советские люди не жалели себя на фронте и сутками работали в тылу, зачем совершали подвиги и проливали кровь…
Аркадий Александрович Пластов нарисовал обычный осенний пейзаж. На косогоре растут золотистые берёзки, словно пронизанные солнечным светом. Правда, кое-где, словно капельки крови, мелькает красная осенняя листва. Тёплое солнце ласково пригревает землю. Чудесный тихий денёк. Первое впечатление — здесь всё тихо и спокойно. Но тут взор падает на маленькую чёрно-белую собачку, которая грустно сидит в высокой траве. Песик не резвится в траве и не несётся за палкой. Он сидит, подняв мордочку к небу и воет. Сразу становится ясно — случилось что-то страшное.
И тут замечаем овечек, которые растерянно толкутся в жёлтой траве. Естественен вопрос - а где же пастушок? Да вот же он! Спит,….!? Но через мгновение замечаем - у ребёнка как-то странно вывернута рука, кнут лежит достаточно далеко от хозяина, а на русых волосах запеклась кровь. И сразу холод от мысли — ребёнок мертв. Кто осмелился сделать такое?
Лишь потом за зеленью холмов в голубом небе замечается фашистский истребитель. Его лётчик выпустил град свинца и превратил милый осенний пейзаж в картину, от которой стынет кровь.
Тут же видятся и другие такие обыденные, мирные жертвы налета — корова и телёнок. Чем провинились и эти животные и маленький пастушонок? Ответа нет! А точнее – он есть, но сознание отказывается его принимать!
Овцы, скорее всего, немного побродят без пастуха и сами вернутся домой, а вот преданный песик так и будет сидеть и звать на помощь, не понимая, что его другу она уже не понадобится…
О чём же думал фашистский гад, именно гад - не ас, не летчик, когда стрелял по беззащитному ребенку? Живы ли и есть ли у убитого мальчика родители? Найдут ли тело пастушонка? Кто похоронит его? До боли простой сюжет, но как много он вызывает эмоций.
Все, кто хотя бы раз увидел картину Аркадия Пластова «Фашист пролетел» уже никогда не смогут её забыть. Более того, они единодушны в своём мнении: вот оно, истинное лицо войны, горькая боль от потери, разоблачение жестокости и бездушности.
Сам Пластов о своей картине сказал как-то: “Есть такие картины, пока пишешь – наплачешься”. Впрочем, есть и более развернутая цитата «Осень тогда у нас стояла тихая, златотканная, удивительно душевная. И вот что-то непомерно свирепое, невыразимое по жестокости. Надо было сопротивляться, надо было кричать, чтобы проснулись даже мёртвые. Надо было это чудовище показать во всём его обличье».
Никто не сомневается — изобрази художник поле боя с тысячью убитых на нём, картина не была бы столь пронзительной. А вот гибель ребёнка берёт за душу и красноречиво свидетельствует, фашисты собирались лишить мир будущего — детей. Эта картина, которую невозможно забыть, звучит, как набат и призывает к борьбе и полному уничтожению врага.
Сейчас это полотно находится в Третьяковской галерее и перед ней постоянно и подолгу задерживаются посетители. В 1944 году Аркадий Пластов написал её повторение для Русского музея в Ленинграде. Ещё одна копия была заказана автору Ульяновским художественным музеем, но осталась незавершённой.
Сын потомственных иконописцев, ученик Апполинария Васнецова, Алексея Корина и Леонида Пастернака встретил войну в родной Прислонихе Симбирской губернии. Он рисовал жизнь и быт своих земляков, писал их портреты и был совершенно счастлив. Война резко изменила его планы. Уже в августе 1941-го Пластов заканчивает работу над картиной «Немцы идут. Июль. 1941 год». Осенью он создаёт полотна «Пленных ведут» и «Один против танка», которые в июле 1942 года были показаны на выставке московских художников, проходившей в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Затем «К партизанам», «Защита родного очага». Как свидетель смертельной битвы на Волге, Пластов был в составе бригады мастеров искусств под Сталинградом, сделал немало рисунков и батальных акварелей, среди которых «В землянке», «На сталинградских дорогах», «Утро на батарее». Впоследствии одна из его работ была включена в альбом «Не забудем, не простим»…
В этом же году написаны картины «Трактористки», «Гость с фронта», «Наши пришли». Но самой сильной и драматичной осталась картина «Фашист пролетел», написанная им в 1942 году.
В марте победного 1945 года газета «Советское искусство» сообщила о присвоении Пластову звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. А вскоре он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
По материалам публикации Натальи Швец в Интернете
Подготовил П. Курганников