Своими корнями история пограничной службы России уходит в далекое прошлое. Борьба со степными кочевниками заставляла русские княжества возводить на подступах к своим владениям богатырские заставы, а также приграничные крепости. Во второй половине XIV века в связи с частыми набегами татар на русскую территорию на окраинах Московского княжества стали выставляться сторожевые отряды (сторожа) и станицы, которые высылали конных наблюдателей. Позже стали возводить засечные черты и пограничные укрепленные линии.
Краткий календарь важнейших дат в истории становления и развития Пограничной службы России.
1468 г. Отечественные летописи фиксируют решение первого русского царя Ивана III разослать в приграничные русские города Муром, Нижний Новгород, Кострому и Галич специальные сторожи из состава русской рати с целью «наблюдать осторожность от казанских наездов».
1512 г. На основании Наказа Угорским воеводам от 16 мая 1512 года, независимо от поступавших «вестей» об угрозах русским землям со стороны крымских татар, московское правительство каждый год ранней весной (обычно с 25 марта) стало собирать значительные силы русской рати на берегах рек Ока, Угра, Осетр, Упа и некоторых других для несения так называемой «береговой службы» с целью возможного отражения грабительских нападений на земли великого князя московского татарских орд. С этого времени охрана южных рубежей в Московском государстве стала превращаться в общегосударственную повинность: на р. Ока стали приходить военные отряды из самых отдалённых русских городов.
Таким образом, документ определил новый вид деятельности по организации комплексной системы охраны и защиты границ государства.
16 февраля 1571 г. Принят Приговор о сторожевой и станичной службе, который заложил основы организации охраны южных рубежей Российского государства. Составлен в Разрядном приказе под руководством боярина князя М.И. Воротынского. В нём определены: задачи и основные принципы организации и несения сторожевой и станичной службы; устройство, расположение и способы действия сторóж и станиц при обнаружении противника; порядок подготовки и смены сторóж и станиц; ответственность должностных лиц за несоблюдение установленных правил службы. Он предписывал сторожам и станичникам охранять южные и юго-восточные рубежи государства исключительно от «людей воинских». Приговор предусматривал создание широко разветвлённой системы станиц и сторóж, их глубокое эшелонирование, взаимопересечение маршрутов движения, чтобы даже небольшие отряды ордынцев не остались незамеченными при вторжении в русские земли. Приговор впервые устанавливал обязательный порядок отчётности сторóжей и станиц перед воеводами (наместниками) о результатах несения службы, а также порядок их взаимодействия с соседними сторóжами и станицами. Он строго регламентировал сроки несения службы в степи, которая ежегодно начиналась 25 марта и заканчивалась к декабрю, а в малоснежные зимы продолжалась до установления глубокого снега. Приговор строго определил административно-командные должности службы, основными среди которых являлись гóловы. Он впервые ввёл обязательный порядок подготовки и проверки готовности сторожей и станичников к несению службы, а также контроль за порядком её несения, определил дисциплинарную ответственность за нарушение правил несения службы: денежные штрафы, телесные наказания вплоть до смертной казни. Пока не прибыла смена, сторожа не имела права покидать место службы, чем обеспечивалась непрерывность охраны рубежей государства. Положения Приговора легли в основу всех последующих документов, регламентировавших организацию пограничной службы России в 16–17 вв., принципиально выделивших её из числа других государственных служб и определивших её особое место в системе обеспечения безопасности государства.
СТАНИЦА (воен.),конный отряд, высылавшийся в конце 15 – 17 вв. в степь для несения станичной службы на южных и юго-восточных рубежах Русского государства. Назначались от приграничных городов-крепостей. Действовали вдоль наиболее вероятных путей вторжения в русские земли неприятеля и основных торговых маршрутов. Имели задачу как можно ранее выявить агрессивные намерения противника и немедленно сообщить об этом приграничному воеводе, а иногда и лично великому князю (позже царю). К несению службы в составе станиц привлекались дети боярские, городовые казаки и вожи, иногда толмачи (переводчики). Возглавлял станицу станичный голова из числа детей боярских.
СТОРÓЖА, в Русском государстве конный пост, нёсший службу впереди сторожевой линии, позже засечной черты. Известны с 10 в. Назначались от городов-крепостей передовой линии (приграничных городов) на южных и восточных пограничных рубежах государства и высылались для несения сторожевой службы в степь. Выставлялись на наиболее вероятных путях вторжения крупных сил неприятеля и основных торговых маршрутах. Имели задачу, как можно ранее выявить намерение неприятеля вторгнуться в русские земли и немедленно доложить об этом приграничному воеводе, иногда лично великому князю (позже царю). Наибольшее применение сторожи получили в 16 – 18 вв. на южной и восточной окраинах Русского государства. Подразделялись на ближние и дальние. Первые несли службу на удалении до 40 км от городов, их выставлявших, вторые – на удалении «4 – 5 дней пути». Упорядочение и совершенствование службы сторож произошло в 1571 г. в связи с вступлением в силу боярского приговора о сторожевой и станичной службе. Время их выставления и снятия, а также принцип комплектования были такими же, как у станиц.
18, 21 февраля, 5 марта 1571 г. соответственно приняты боярские приговоры «О Путивльских севрюках», «О назначении мест, где стоять головам в поле», «О выплате жалованья и возмещении убытков за сторожевую, станичную и полевую службу», которые значительно дополнили положения приговора от 16 февраля 1571 г.
11 марта 1623 г. Принят «Устав о сторожевой и станичной службе» Русского государства, возрожденной после «смутного времени» в России. Сохранив и обобщив принципы организации службы, заложенные в боярском приговоре «О станичной и сторожевой службе» 1571 г. и в ряде последующих приговоров Боярской Думы, Устав детализировал обязанности пограничных воевод, подтвердил обязательную непрерывную круглосуточную охрану рубежей государства, сроки сезонной сторожевой, станичной и полевой служб, уточнил силы и средства, выделяемые для их несения.
27 сентября 1782 г. Императрицей Екатериной II подписан Указ Правительствующему Сенату об учреждении особой таможенной цепи и стражи на границах империи для воспрепятствования тайному провозу через них товаров. Таможенная стража состояла из надзирателей и таможенных объездчиков, набиравшихся на службу «добровольно по контракту».
4(16) января 1811 г. утверждено Положение об устройстве пограничной стражи – нормативно-правовой акт, определивший порядок охраны западного участка границы Российской империи. Утверждено императором Александром I по докладу военного министра генерала от инфантерии М.Б. Барклая-де-Толли «Об устройстве военной стражи на границах западных губерний». Основное содержание принятого Положения сводилось к следующему: 1) пропуск через границу лиц и товаров вне таможен запрещался; 2) всё протяжение границы от Полангена в Курляндской губернии до притока Днестра р. Егорлык (Ягорлык) разделялось на участки по 150 вёрст каждый; 3) каждый участок передавался под охрану одному казачьему полку, выделявшему для постоянных объездов границы казачьи разъезды под надзором штаб-офицеров из регулярных войск; 4) все участки делились на 15 частей (по 10 вёрст), каждая из которых охранялась командой из 30 казаков; 5) каждые 30 вёрст границы охраняла казачья сотня; 6) начальники участков ежедневно должны были получать с мест вечерние и утренние рапорты о состоянии дел на вверенном им участке границы (летучие рапорты). Каждую неделю летучие рапорты в оригинале полагалось посылать почтой командирам дивизий, в чьё подчинение были переданы казачьи полки; 7) все товары, перехваченные казачьими разъездами при пересечении границы вне таможен, подлежали обращению в пользу перехвативших (за исключением запрещённых к провозу вещей, которые должны были сжигаться). Задержавшим контрабандный товар полагалось и денежное вознаграждение; 8) казачьи полки вместе с штаб-офицерами 3 раза в год должны были переводиться с одного участка границы на другой; 9) охрана участка границы от р. Егорлык до устья Днестра поручалась генерал-губернатору Новороссийского края, которому было предписано на тех же правилах обеспечить организацию несения службы кордонной стражи. На основании принятого положения была образована казачья пограничная стража.
5 (17) августа 1827 г. утверждено Положение об устройстве таможенной пограничной стражи – нормативный правовой документ, определивший принципы организации, структуру и порядок исполнения обязанностей подразделениями и чинами таможенной пограничной стражи. Разработано министром финансов Е.Ф. Канкриным и утверждено императором Николаем I. Положение определило, что руководство таможенной пограничной стражей осуществляет Департамент внешней торговли Министерства финансов. Для стражи установлена чёткая организационная структура: в каждом таможенном округе имелись (или-или) бригада – полубригада – отдельная рота. На охраняемой европейской границе протяжённостью 8800 вёрст создано 13 таможенных округов, 4 бригады, 7 полубригад, 2 отдельные роты. Бригады и полубригады состояли из рот, которые подразделялись на отряды. Командиры бригад, полубригад и отдельных рот подчинялись начальникам таможенных округов. Все ротные, полубригадные и бригадные командиры назначались из числа офицеров кавалерии и пехоты полков русской армии. В соответствии с Положением они отвечали за воинский порядок и хозяйственную часть во вверенных им формированиях таможенной пограничной стражи: им запрещалось вмешиваться в дела по таможенному надзору, за организацию которого отвечали таможенные пограничные надзиратели и их помощники – гражданские чиновники, непосредственно руководившие отрядами стражи при несении службы на границе. Положение определило, что отряды таможенной пограничной стражи состоят из конных объездчиков и пеших стражников, комплектование которыми шло за счёт нижних чинов армейских кавалерийских и пехотных полков, имевших крепкое здоровье и положительно характеризовавшихся по службе. В Положении впервые поставлена задача индивидуального обучения чинов таможенной пограничной стражи. Оно положило начало строительству пограничной стражи России на принципах военной организации. С этого времени в ней введено единообразие воинского порядка, вооружения, снаряжения, обмундирования и воинского быта. Зелёный цвет стал отличительной чертой форменного обмундирования российских чинов пограничной стражи. С некоторыми изменениями и дополнениями Положение действовало до создания в 1893 г. Отдельного корпуса пограничной стражи.
15 (27) октября 1893 г. по указу императора Александра III пограничная стража выведена из подчинения Департамента таможенных сборов Министерства финансов с образованием Отдельного корпуса пограничной стражи(ОКПС), специальной военной организации Российской империи, предназначенной для осуществления пограничного надзора, обеспечения законности при пересечении товарами, грузами и лицами сухопутной, речной и морской границ России. Помимо пограничного надзора на личный состав ОКПС были возложены следующие задачи: карантинный надзор на границе; участие в выполнении некоторых полицейских функций и в политическом надзоре, в несении службы по охране различных государственных учреждений и объектов; задержание на границе бродяг, дезертиров, беспаспортных, порубщиков леса; решение задач военного командования в период войн. Корпус подчинялся министру финансов, который одновременно являлся шефом пограничной стражи, с 13(26).7.1914 г. – главноначальствующим над ОКПС. Непосредственное руководство Корпусом осуществлял командир ОКПС, который пользовался правами начальника военного округа или начальника главного управления военного ведомства. Ему подчинялся штаб ОКПС, состоявший из 4-х отделений (строевого, пограничного надзора, вооружения и хозяйственного). 1(13).02.1899 г. в Корпусе создано 7 округов пограничной стражи, каждый во главе с генерал-майором. Округа состояли из бригад и особых отделов. Корпус комплектовался нижними чинами на основе воинской повинности, но требования к новобранцам предъявлялись более высокие, чем в военном ведомстве. Готовили их к службе 2 месяца. ОКПС комплектовался офицерами в основном военного, морского ведомств и казачьих войск.
28 мая 1918 г. СНК РСФСР принял Декрет «Об учреждении пограничной охраны» (с 1958 г. 28 мая – День пограничника). В Советском Союзе дата считалась днём создания Пограничных войск СССР (ПВ СССР) – вооружённых воинских формирований, выполнявших задачи по охране государственной границы СССР на суше, море, реках и иных водоёмах. Согласно Декрету, пограничная охрана входила в состав Наркомата по делам финансов, и перед ней ставились следующие задачи: борьба с контрабандой и нарушениями государственной границы; защита от расхищения водных богатств в пограничных и территориальных водах; надзор за соблюдением на пограничных реках правил международного судоходства; охрана рыбаков и промышленников в пограничных морях, озёрах и реках; защита населения от нападения банд и кочевых племён и др. Декретом определялись порядок охраны государственной границы, структура пограничных частей и их центральных органов управления. Вопросы войсковой охраны границы оставались в ведении военного ведомства. В последующие годы пограничная охрана советского государства, состоявшая из пограничных органов и пограничных войск, неоднократно переподчинялась различным ведомствам. С августа 1937 г. охрана государственной границы СССР возлагалась на Пограничные войска НКВД (с февраля 1946 г. МВД, с октября 1949 г. МГБ, с марта 1953 г. МВД, с 28 марта 1957 г. КГБ при Совете Министров, с июля 1978 г. КГБ) СССР.
3 декабря 1991 г. Указом Президента СССР ГУПВ КГБ СССР, образованное в феврале 1939 г., упразднено, его функции переданы образованному Комитету по охране Государственной границы СССР.
12 июня 1992 г. В целях создания единой системы безопасности, охраны государственной границы и морской экономической зоны Российской Федерации Президент России подписал Указ «Об образовании Пограничных войск Российской Федерации».
30 декабря 1993 г. В Российской Федерации образован самостоятельный федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечить реализацию государственной пограничной политики РФ в сфере защиты и охраны государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также решение задач по охране биологических и других природных ресурсов территориального моря, ИЭЗ и континентального шельфа, получивший название Федеральная пограничная служба – Главное командование пограничными войсками Российской Федерации.
30 декабря 1994 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «О федеральной пограничной службе Российской Федерации».
4 мая 2000 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О пограничной службе Российской Федерации».
11 марта 2003 г. Президент России подписал Федеральный закон «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации», согласно которому Федеральная Пограничная служба (ФПС) России с 1 июля 2003 г. упразднена, а её функции переданы ФСБ России. Охрана государственной границы Российской Федерации стала осуществляться пограничными органами и пограничными войсками ФСБ России.
27 мая 2004 г. Президент Российской Федерации согласился с предложением Директора ФСБ России об исключении из федерального законодательства термина «пограничные войска». Охрана государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа возложена на пограничные органы федеральной службы безопасности.